«Гарант-Сервис» г. Пермь
Информационно-правовое обеспечение Пермского края
Звоните нам:
Горячая линия: 8-800-775-56-05

Рекламная SMS-рассылка

Рекламная SMS-рассылка
В наши дни компании рекламируют свои товары и услуги различными способами. Со временем появляются новые эффективные виды рекламы, среди которых и SMS-рассылка на телефонные номера абонентов.

Короткие сообщения — быстрый и удобный способ донести до множества клиентов рекламную информацию. Рассылать сообщения на телефоны абонентов быстро и удобно, но этот вид рекламы имеет свои особенности и условия распространения. Такая реклама допускается только при наличии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение*(1). Когда компания рассылает SMS без предварительного согласия с абонентом, он имеет право потребовать прекратить рассылку. Если SMS с рекламой продолжат приходить на его телефонный номер, несогласный абонент может обратиться в суд. В этом случае суд зафиксирует нарушение Закона о рекламе и вынесет решение не в пользу компании*(2). Чаще всего у организации имеется список телефонных номеров, который формируется на основе анкет клиентов. Клиенты, заполняя анкеты, дают свое согласие на получение рекламных SMS, указывая номера своих телефонов.

Законом «О рекламе» порядок получения согласия абонента на доставку рекламной информации посредством SMS не установлен. Однако предполагаем, что предварительное согласие абонента на получение рекламной SMS-рассылки возможно предусмотреть в договоре с оператором мобильной связи либо с другой организацией, оказывающей услуги рассылки SMS.

Еще одно условие распространения рекламы через сети электросвязи — присутствие человека в процессе передачи информации. То есть рассылать SMS автоматически нельзя, это должен делать конкретный человек. Чаще всего рассылка сообщений предполагает деятельность человека, которая заключается в наборе номеров абонентов или добавлении их в список адресатов рассылки*(3).

Рекламная информация должна быть адресована неопределенному кругу лиц, этого требует Закон о рекламе*(4). То есть для того, чтобы SMS-рассылку признать рекламой, компания должна подготовить документы, подтверждающие безадресность. Например, в маркетинговой политике или в договоре с оператором связи на рассылку должно быть указано, что сообщения посылаются на случайные номера из базы клиентов компании. Еще один способ подстраховаться и предотвратить споры с налоговой инспекцией — составить безопасный текст SMS. В нем не должно быть прямого обращения к клиенту, достаточно ограничиться предоставлением рекламной информации и общими фразами.

Если все необходимые условия выполнены, расходы на рассылку можно учесть при расчете налога на прибыль. Поскольку средства связи, в том числе и мобильной, относятся к телекоммуникационным сетям*(5), затраты, понесенные в результате рассылки рекламных SMS-сообщений, компания может учесть в полном объеме при налогообложении прибыли*(6).

Е. Степина,
эксперт по финансовому законодательству

Экспертиза статьи:
А. Серков,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт
Примечание
Анастасия Жигина, старший юрист компании "Пепеляев Групп
"
В целях налогообложения прибыли признаются расходы на рекламу, распространяемую в том числе через телекоммуникационные сети. Поэтому полагаем, что расходы на рекламу, распространяемую посредством SMS-рассылки, можно учесть в составе прочих расходов на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Однако стоит отметить, что в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы посредством SMS-рассылки возможно только среди лиц, вы разивших свое согласие на получение таких сообщений, а распространение рекламы путем автоматической рассылки и вовсе недопустимо. В случае распространения рекламы с нарушением указанного закона и установления факта административного нарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях, налоговый орган может отказать в признании расходов на незаконную рекламу. По нашему мнению, установление факта административного правонарушения не влияет на право налогоплательщиков учитывать расходы на рекламу в целях налогообложения прибыли, однако это право, скорее всего, компаниям придется отстаивать в судебном порядке.

Примечание
Виталий Семенихин, руководитель «Экспертбюро Семенихина», участник экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Государственной Думы РФ по бюджету и налогам
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера безучастия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки). Таким образом, если законодательство о рекламе соблюдается, то обязательно есть предварительное согласие абонента.

Целью рекламы признается доведение информации до неопределенного круга лиц, а в нашем случае круг лиц определен. Учитывая, что адресная рассылка информации является одним из способов увеличения числа покупателей, затраты, связанные c SMS-рассылкой такой информации, являются расходами, сопряженными с реализацией. Такие расходы подлежат учету в целях налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса при соблюдении положений статей 252 и 268 Кодекса. Затраты организации по отправке рекламной информации путем безадресной SMS-рассылки являются ненормируемыми рекламными расходами, которые принимаются с учетом положений пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса, но тогда нарушается законодательство о рекламе.

Аналогичные выводы содержатся в письме УФНС России по г. Москве от 30 сентября 2008 года N 20-12/091764. За нарушение закона «О рекламе» компания несет ответственность, предусмотренную законодательством. В соответствии со статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение законодательства о рекламе» нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа. На должностных лиц — от 4000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

«Актуальная бухгалтерия», N 5, май 2011 г.

*(1) п. 1 ст. 18 федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее — Закон о рекламе)
*(2) см., напр.: пост. ФАС УО от 10.03.2010 N Ф09-1350/10-С1
*(3) п. 2 письма ФАС России от 19.05.2006 N АК/7654
*(4) ст. 3 Закона о рекламе
*(5) п. 4 ст. 2 федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ
*(6) абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ