Бухучет и отчетность
Статья 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон N 89-ФЗ) предусматривает, что отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются на пять классов опасности.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, мусор строительный имеет класс опасности для окружающей природной среды — 0 (класс опасности не установлен), мусор строительный от разборки зданий относится к 4 классу опасности (малоопасные отходы).
Бухгалтерский учет
Пункт 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее — ПБУ 10/99) определяет, что расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов и т.п.;
— сумма расхода может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Однако в рассматриваемом случае в момент приобретения талонов услуги по приему и переработке строительных отходов организации не оказаны.
Согласно п. 3 ПБУ 10/99 выбытие активов в виде авансов не признается расходами организации, поэтому в момент получения талонов расходы в учете организации не отражаются.
Вместе с тем Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, указывает, что на субсчете "Денежные документы", открытом к счету 50 "Касса", учитываются находящиеся в кассе организации марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и прочие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 в сумме фактических затрат на приобретение.
Полагаем, что полученные от специализированной организации талоны на вывоз мусора следует рассматривать как денежные документы.
Данные талоны будут учитываться на субсчете "Денежные документы" в сумме, фактически перечисленной организации-переработчику.
Представляется, что в момент перечисления денежных средств специализированной организации в учете организации будут сделаны следующие записи (порядок исчисления НДС будет рассмотрен ниже):
Дебет 60 Кредит 51
— перечислены денежные средства организации — переработчику мусора;
Дебет 50, субсчет "Денежные документы" Кредит 60
— в кассу поступили талоны на вывоз мусора;
Дебет 19 Кредит 60
— выделен НДС;
Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 76, субсчет "Расчеты по НДС"
— принят к вычету НДС с суммы перечисленного аванса (при условии, что организация-переработчик представит соответствующим образом оформленный счет-фактуру на предварительную оплату, более подробно об этом будет сказано в разделе НДС).
Тогда в момент вывоза строительного мусора делаются записи:
Дебет 20 Кредит 50, субсчет "Денежные документы"
— в составе расходов отражены услуги, оказанные специализированной организацией;
Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 19
— НДС, предъявленный специализированной организацией, принят к вычету в момент оказания услуги на основании счета-фактуры переработчика;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 68, субсчет "НДС"
— восстановлен НДС, ранее принятый к вычету по авансу.
Что касается документального оформления, то, на наш взгляд, подтверждающими документами в разбираемой ситуации могут быть договор с специализированной организацией, платежное поручение, корешки талонов, акт оказанных услуг, счет-фактура.
НДС
В силу п. 12 ст. 171 НК РФ у плательщика НДС, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг) при получении таких сумм оплаты (частичной оплаты), подлежат вычетам.
Указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), документов, подтверждающих фактическое перечисление этих сумм, и при наличии договора, предусматривающего их перечисление (п. 9 ст. 172 НК РФ).
Таким образом, на наш взгляд, при выполнении всех условий, поименованных в п. 9 ст. 172 НК РФ, организация вправе принять к вычету НДС, предъявленный организацией-переработчиком при получении последним аванса.
В то же время суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежат восстановлению в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету в порядке ст. 171 НК РФ (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Поэтому при фактическом оказании услуги, НДС, ранее принятый к вычету, подлежит восстановлению.
В свою очередь, НДС, предъявленный организацией (переработчиком мусора) при оказании услуги, также подлежит вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).
На основании норм п. 1 ст. 172 НК РФ данный вычет производится на основании счета-фактуры, выставленного организацией-переработчиком, после принятия на учет указанной услуги и при наличии соответствующих первичных документов.
Обращаем внимание, что может оказаться, что в момент приобретения талонов организация-переработчик не предоставит Вам соответствующим образом оформленный счет-фактуру, выставляемый при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Объясняется это тем, что организация, оказывающая услуги, может не придерживаться той точки зрения, что полученные за услуги денежные средства (в обмен на которые выданы талоны) являются предварительной оплатой. Действительно, порядок учета таких операций законодательно не прописан, а официальные разъяснения отсутствуют.
Поэтому, если счет-фактура на предварительную оплату не будет предоставлен, то и право на вычет налога, предусмотренное п. 12 ст. 171 НК РФ, у организации в момент приобретения талонов не возникнет. Также не возникнет и обязанность восстановить НДС с аванса.
В таком случае вычет НДС будет применен организацией только при непосредственном оказании ей услуг по вывозу строительного мусора (п. 2 ст. 171 НК РФ) на основании счета-фактуры переработчика.
Налог на прибыль
Пункт 14 ст. 270 НК РФ определяет, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.
Принимая во внимание, что при перечислении организацией платы за талоны, услуги организацией-переработчиком фактически не оказаны, то в целях налогообложения прибыли уплаченные средства рассматриваются в качестве предварительной оплаты и расходом не признаются. Расходы будут признаны после того, как услуги будут фактически оказаны.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена
4 июня 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Еще статьи из этого раздела
- Орган исполнительной власти принимает участие в пилотном проекте по финансированию социальных пособий. По какому коду видов расходов и подстатье КОСГУ отражаются расходы органа власти на оплату среднего заработка за дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом (211 или 213)?
- Юридическое лицо покупает оборудование у физического ...
- Каким актом оформлять исполнение договора ...
- В организации, применяющей общую систему ...
- Оборудование будет использовано для выполнения работ...