«Гарант-Сервис» г. Пермь
Информационно-правовое обеспечение Пермского края
Звоните нам:
Горячая линия: 8-800-775-56-05

Вопрос:

В случае проведения запроса котировок при формировании начальной (максимальной) цены контракта она должна устанавливаться исходя из наименьшей цены товара (работы, услуги) из трех представленных коммерческих предложений или обязательно нужно вычислить среднюю цену (складывая три цены и т.п.)?

Ответ:
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При проведении запроса котировок начальная (максимальная) цена контракта может быть установлена в том числе исходя из наименьшей цены товара (работы, услуги) согласно ценовым предложениям поставщиков (подрядчиков, исполнителей), приведенной в соответствие с условиями закупки.

Обоснование позиции:
Действительно, в соответствии с п.п. 3.20, 3.21 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (утверждены приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, далее — Методические рекомендации) при расчете начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) НМЦК определяется с учетом всех цен товаров, работ, услуг, содержащихся в используемых заказчиком источниках ценовой информации. Напомним, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (далее — метод сопоставимых рыночных цен) является приоритетным при определении и обосновании НМЦК в силу ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

Вместе с тем обратим внимание, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок предусматривает обязательность использования заказчиком именно методов определения НМЦК, перечисленных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Положения ст. 22 названного федерального закона (ч.ч. 2-6, 13-18) устанавливают ряд общих требований к порядку определения НМЦК. Что касается Методических рекомендаций, они лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с использованием указанных методов (п. 1.2 Методических рекомендаций). Большинство положений Методических рекомендаций имеют именно рекомендательный характер, иными словами, не являются обязательными при определении цен контрактов. На это обращают внимание и специалисты Минэкономразвития России (письма от 08.04.2014 N Д28и-443, от 03.03.2014 N Д28и-254). Лишь в ряде случаев правила Методических рекомендаций обязательны для применения заказчиками, например, при определении идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 17 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Заметим также, что из Закона N 44-ФЗ или Методических рекомендаций не следует, что указываемая в извещении о проведении запроса котировок НМЦК контракта во всех случаях должна быть равна НМЦК, которая определяется по формуле, содержащейся в п. 3.21 Методических рекомендаций. Согласно ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Следовательно, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок наилучшим условием исполнения контракта как критерием, по которому осуществляется выбор контрагента, является наименьшая цена, по которой будет приобретен объект закупки (разумеется, при соблюдении требований к качеству товара, работы или услуги). Если при сохранении качественных характеристик товара, работы или услуги НМЦК контракта устанавливается в размере ниже (или, во всяком случае, не выше) того размера цены, который будет рассчитан с применением метода сопоставимых рыночных цен, такой подход, с нашей точки зрения, вполне согласуется с принципами ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, на которых в том числе основана контрактная система в сфере закупок (ст.ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ), поскольку он объективно направлен на достижение целей закупок (ст. 13 Закона N 44-ФЗ) с наименьшими затратами для заказчиков.

Поэтому мы полагаем, что в рассматриваемом случае для обоснования цены контракта заказчик обязан произвести расчет НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (при отсутствии оснований для применения иных методов), однако для целей проведения запроса котировок НМЦК может быть установлена и исходя из выбора наименьшей цены товара, работы или услуги из имеющихся ценовых предложений (при условии, что такая наименьшая цена будет приведена в соответствие с условиями планируемой закупки — ч. 4 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, п. 3.17 Методических рекомендаций), если такая НМЦК окажется не выше размера НМЦК, который будет рассчитан по правилам ст. 22 Закона N 44-ФЗ и Методических рекомендаций.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела