«Гарант-Сервис» г. Пермь
Информационно-правовое обеспечение Пермского края
Звоните нам:
Горячая линия: 8-800-775-56-05

Может ли работодатель отказать лицу, поступающему...

В вопросе не рассматриваются случаи, когда работник принимается впервые на работу (трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляет работодатель.)

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работодатель не вправе отказать гражданину в приеме на работу по причине отсутствия у него документов воинского учета и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.

Обоснование позиции:
Трудовой кодекс РФ не предусматривает возможность отказа в приеме на работу лиц, которые не предъявили документов воинского учета или страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (далее — страховое свидетельство).
В соответствии с частью второй ст. 65 ТК РФ какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, Трудовой кодекс РФ допускает по общему правилу возможность отказа в приеме на работу только по обстоятельствам, которые связаны с деловыми качествами работников. Наличие (отсутствие) у работника документов воинского учета, страхового свидетельства не связано с деловыми качествами работника. В связи с этим мы полагаем, что нельзя отказать гражданину в приеме на работу в связи с отсутствием у него указанных документов.
Более того, согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованное лицо, поступающее на работу, обязано представить страхователю свое страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а в случае его отсутствия — написать соответствующее заявление о выдаче ему страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования впервые или о выдаче нового (взамен утраченного), а также сообщить страхователю сведения, предусмотренные пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 указанного Закона, для передачи в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, законодательством об обязательном пенсионном страховании прямо предусмотрено, что гражданин, который утратил страховое свидетельство, может при приеме на работу подать будущему работодателю заявление о выдаче нового, а работодатель обязан передать такое заявление в Пенсионный фонд РФ. То есть ситуация с приемом на работу гражданина, утратившего страховое свидетельство, прямо урегулирована законом.
В соответствии с п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 (далее — Положение), документами воинского учета являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 9 Положения организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с законодательством РФ, Положением и Методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны РФ.
На организацию-работодателя возложены, в частности, обязанности:
— по проверке у граждан, принимаемых на работу, наличия отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличия и подлинности документов воинского учета, а также подлинности записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличия мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона) (пп. «а» п. 30 Положения);
— по разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету; по осуществлению контроля за их исполнением, а также информирования граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (пп. «в» п. 30 Положения);
— по информированию военных комиссариатов об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. «г» п. 30 Положения);
— по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и (или) принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (пп. «а» п. 31 Положения).
За неисполнение обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, руководитель организации (другое лицо, ответственное за осуществление воинского учета в организации) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ.
Из этого также видно, что законодательство не ставит возможность заключения трудового договора в зависимость от соблюдения гражданином своих обязанностей по воинскому учету, но возлагает на работодателя обязанность сообщать в органы, осуществляющие воинский учет, о заключении трудовых договоров со всеми гражданами, подлежащими воинскому учету и о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета.
К числу обязанностей граждан в области военного учета относится, в частности, обязанность бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в 2-недельный срок гражданин обязан обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных (пп. «е» п. 50 Положения).
Следовательно, во избежание административной ответственности за неисполнение обязанностей в области воинского учета работодателю достаточно проинформировать военный комиссариат о факте непредставления работником военного билета (пп. «г» п. 30, пп. «а» и пп. «б» п. 32 Положения).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

17 сентября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.