«Гарант-Сервис» г. Пермь
Информационно-правовое обеспечение Пермского края
Звоните нам:
Горячая линия: 8-800-775-56-05

ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Интернет-интервью с начальником отдела по надзору при исполнении уголовных наказаний прокуратуры Пермского края Пономаревым Андреем Александровичем по теме «Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы. Ответственность за нарушение условий отбывания наказания»

Тема интернет-интервью: «ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ».



В чем заключается ограничение свободы?

Ограничение свободы, как вид уголовного наказания, является одним из наказаний, альтернативным лишению свободы.

Его содержание, в соответствии со ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) состоит в установлении судом осужденному ряда правоограничений, например, таких как не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и т.п. без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

Что это за специализированный орган?

Таким специализированным органом является уголовно-исполнительная инспекция. Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. В частности, вопросы исполнения ограничения свободы регламентированы нормами главой 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ).

В соответствии со ст. 47.1 УИК РФ Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

В течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы уголовно-исполнительная инспекция извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.

Какие обязанности возлагаются на осужденного к ограничению свободы?

При назначении наказания суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Данная обязанность возлагается на осужденного в обязательном порядке, а на усмотрение суда в данном отношении остается только установление числа явок.

К числу обязательных ограничений законом отнесены и ограничения на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования.

За исключением обязательных ограничений, все остальные устанавливаются по усмотрению суда с учетом их воздействия на исправление конкретного осужденного. Это может быть вся совокупность ограничений или ее отдельная часть.

Ограничение свободы назначается только в виде основного наказания?

В соответствии с требованиями ст. 45 УК РФ ограничение свободы может назначаться и в качестве основного и в качестве дополнительного наказания.

Как основное наказание ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести. За тяжкие и особо тяжкие преступления ограничение свободы в качестве основного наказания назначаться не может. Это обусловлено сравнительной мягкостью рассматриваемого вида наказания.

В качестве дополнительного вида наказания ограничение свободы назначается на срок от шести месяцев до двух лет и только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. По действующему УК РФ ограничение свободы назначается в качестве дополнительного наказания лишь к принудительным работам или к лишению свободы.

Кому нельзя назначить данный вид уголовного наказания?

Частью 6 ст. 53 УК РФ установлены ограничения в назначении рассматриваемого вида наказания. В соответствии с законом ограничение свободы не может быть назначено военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Как исчисляются сроки наказания в виде ограничения свободы?

Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией.

При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения.

Как осуществляется надзор за поведением осужденного к ограничению свободы?

В соответствии с требованиями ст. 60 УИК РФ надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.

Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 №198.

В частности, одним из таких средств является браслет электронный — электронное устройство, надеваемое на осужденного к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, предназначенное для длительного ношения на теле (более 3 месяцев) и имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса.

Следует отметить, что при осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.

Какие правовые последствия влечет за собой нарушение установленного порядка отбывания наказания в виде ограничения свободы?

В период отбывания наказания поведение осужденного оценивается уголовно-исполнительной инспекцией и в случае необходимости корректируется путем применения средств исправления, применения мер поощрения и взыскания. Поэтому при нарушении осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление. Суд же, в свою очередь, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

Что является нарушением порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы?

В соответствии с частью 1 ст. 58 УИК РФ нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы являются:

а) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет;

б) несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений;

в) неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;

г) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации;

д) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;

е) невыполнение осужденным требования об уведомлении уголовно-исполнительной инспекции об изменении места работы (или учебы) в семидневный срок

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

Что подразумевается под злостным уклонением?

Понятие злостного уклонения от отбывания наказания законодателем закреплено в ч. 4 ст. 58 УК РФ

В частности, злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается:

а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;

б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;

в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;

г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 47.1 УИК РФ, то есть при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы на ограничение свободы, а также в случаях когда ограничение свободы было назначено в качестве дополнительного наказания к лишению свободы.

 

Интернет-интервью со старшим прокурором отдела по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью управления по надзору за следствием, дознанием и ОРД прокуратуры Пермского края Солодкой Еленой Владимировной по теме: «Особенности выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст.169 УК РФ»

Тема интернет-интервью: «Особенности выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст. 169 УК РФ»


Законодатель сформулировал предпринимательскую деятельность, как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

За незаконное воспрепятствование осуществлению предпринимательской деятельности установлена уголовная ответственность по ст. 169 УК РФ.

Общественная опасность анализируемого преступления состоит в произволе государственных должностных лиц по отношению к предпринимателям и представителям иных хозяйствующих субъектов, в нарушении прав последних в законной экономической или иной деятельности.

Объективная сторона состава заключается в воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности — создании условий и обстоятельств, которые или вообще не позволяют заниматься предпринимательской или иной деятельностью законно, или существенно ее затрудняют, ограничивают.

Вопрос: Какие действия (бездействия) должностных лиц могут повлечь привлечение к уголовной ответственности?

Формы преступного воспрепятствования названы в законе:

  • Отказ в государственной регистрации или в выдаче лицензии в случаях, не указанных действующим законодательством, является неправомерным. Например, отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности или отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции, планируемой для производства соискателем лицензии.
  • Уклонение от регистрации или от выдачи лицензии — это бездействие должностных лиц, затягивающих и (или) не выполняющих без оснований в установленный срок соответствующие действия — осуществление государственной регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо предоставление им специального разрешения. Например, требование представления документов, не предусмотренных законом, или незаконное продление сроков регистрации.
  • Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица — это незаконное уменьшение правоспособности этих лиц по причинам их организационно-правовой формы. Например, отказ в предоставлении государственных льготных кредитов предпринимателям, поскольку они не зарегистрированы в качестве юридического лица, или приостановление лицензии всем формам предпринимательской деятельности, кроме открытых акционерных обществ.
  • Незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или организации может выражаться в разнообразных действиях, препятствующих самостоятельному осуществлению предпринимательской и иной деятельности. Например, установление необходимости согласования принимаемых ими управленческих (финансовых, хозяйственных и т.п.) решений или навязывание им таких решений, запрещение эксплуатации помещений и земельных участков.
  • Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть связано с любым неправомерным воздействием на них. Например, незаконное проведение проверок или изъятие документов.

Не будет являться незаконным воспрепятствованием вмешательство органов государства и местного самоуправления в предпринимательскую и иную деятельность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Например, при контроле выполнения индивидуальными предпринимателями и организациями экологических, пожарных, санитарно-эпидемиологических требований.

Формы альтернативны и самостоятельны; для оконченного преступления достаточно совершения действий, подпадающих хотя бы под одну из названных выше форм.

Вопрос: В отношении какой категории граждан можно возбудить уголовное дело по ст. 169 УК РФ?

Субъект данного преступления специальный – это должностное лицо, использующее свое служебное положение, достигшее возраста 16 лет. Это могут быть работники налоговых, лицензионных, правоохранительных и иных контролирующих органов, другие государственные или муниципальные чиновники.

Обязательный признак для привлечения должностного лица к ответственности — использование им своего служебного положения, т.е. прав и полномочий, которые предоставлены ему законом в связи с занятием должности.

Если должностное лицо не использует при воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности своего должностного положения, оно выступает как частное лицо и не может быть привлечено к ответственности по ст. 169 УК РФ.

Вопрос: Какие сложности возникают при расследовании уголовных дел данной категории?

Необходимо доказать, что должностное лицо осознавало, что, используя свое служебное положение, совершает одно или несколько из указанных действий (бездействие), и желает этого. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Мотив и цель не являются обязательными признаками преступления. Вместе с тем они могут быть следующими: месть, личная неприязнь, ложное понимание интересов службы, устранение конкурента муниципальной хозяйствующей организации, пополнение местного бюджета и т.п.

Вопрос: Каким образом выявляются преступления данной категории?

В основном это обращения предпринимателей в правоохранительные органы, а также в органы прокуратуры.

Так, в 2014 году прокуратурой г. Перми по обращению индивидуального предпринимателя была проведена проверка действий должностных лиц администрации города Перми и Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, по результатам которой прокурором в порядке ч. 2 п. 2 ст. 37 УПК РФ в УМВД России по г. Перми направлены материалы по факту воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, впоследствии возбуждено уголовное дело по ст. 169 УК РФ.

 

 

Тема интернет-интервью: «Особенности выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст. 169 УК РФ»


В первой половине июня 2016 года в прокуратуре Пермского края состоится Интернет — интервью со старшим прокурором отдела по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Пермского края Солодкой Еленой ВладимировнойТема интернет-интервью: «Особенности выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст. 169 УК РФ»

Законодатель сформулировал предпринимательскую деятельность, как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

За незаконное воспрепятствование осуществлению предпринимательской деятельности установлена уголовная ответственность по ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Общественная опасность анализируемого преступления состоит в произволе государственных должностных лиц по отношению к предпринимателям и представителям иных хозяйствующих субъектов, в нарушении прав последних в законной экономической или иной деятельности.

Объективная сторона состава заключается в воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности — создании условий и обстоятельств, которые или вообще не позволяют заниматься предпринимательской или иной деятельностью законно, или существенно ее затрудняют, ограничивают.

Какие действия (бездействия) должностных лиц могут повлечь привлечение к уголовной ответственности? В отношении какой категории граждан можно возбудить уголовное дело по ст. 169 УК РФ? Какие сложности возникают при расследовании уголовных дел данной категории?

На эти и другие вопросы ответит старший прокурор отдела по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Пермского края Солодкая Елена Владимировна.

Стенограмма интервью будет размещена на сайте http://garant-perm.ru/

Ждем Ваши вопросы до 6 июня 2016 года по адресу: ivanickiy@garant-perm.ru

 

 

 

Интернет-интервью: «Проблемные вопросы, возникающие при рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ»


 

Интернет-интервью с начальником уголовно-судебного управления прокуратуры Пермского края, старшим советником юстиции Коробейниковым Вячеславом Алексеевичем и начальником кассационного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры Пермского края, советником юстиции Холмогоровой Ольгой Владимировной по теме: «Проблемные вопросы, возникающие при рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ»

Вопрос: прежде чем перейти к проблемам применения на практике положений ст. 264.1 УПК РФ, хотелось бы понять, почему законодатель пошел по пути усиления ответственности для лиц, повторно допустивших управление транспортным средством в состоянии опьянения?

Коробейников В.А.:

Вообще, надо отметить, что в уголовном законодательстве советского периода, вплоть до декабря 1992 года, существовала ответственность за управление транспортным в состоянии опьянения. Преступность такого деяния была впервые установлена на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.06.1968 года и закреплена ст. 211.1 УК РСФСР.

Усиление ответственности на сегодняшнем этапе развития нашего общества обусловлено, прежде всего, все увеличивающимся ростом дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, в результате которых ежегодно гибнут и получают ранения тысячи людей.

И как показывает статистика, меры административного воздействия, которые существовали до 2015 года, к сожалению, не стали барьером на пути нерадивых водителей, которые вновь и вновь пьяными садятся за руль.

Станет ли таким барьером введение уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения — пока говорить рано, практика покажет. Но если говорить о статистике, то цифры пока неутешительные. Только на территории Пермского края в период с момента вступления в действие Федерального закона от 31.12.2014 № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» возбуждено 1910 уголовных дел по ст. 264.1 УК РФ. В 2015 году мировыми судьями Пермского края уже рассмотрено 705 уголовных дел названной категории, а это 3,5 % от общего количества рассмотренных судами края дел.

Вопрос: за какие конкретно действия установлена уголовная ответственность?

Холмогорова О.В.:

Статьей 264.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного данной статьей либо частями 2, 4 или 6 статьи 264 УК РФ.

Вопрос: А будет ли расцениваться преступным просто нахождение пьяного лица в машине, которой он не собирается управлять?

Холмогорова О.В.:

Преступление считается оконченным с момента приведения в движение транспортного средства лицом, находящимся в состоянии опьянения. Другие действия, в том числе нахождение пьяного водителя за рулем не движущегося транспортного средства, не будут образовывать состава данного преступления.

Вопрос: так какие проблемы возникли у правоприменителей?

Коробейников В.А.:

Изначально применение ст. 264.1 УК РФ на практике сразу же вызвало затруднения, обусловленные:

во-первых, — невозможностью точно определить, как данная норма действует во времени (учитывается ли для целей статьи 264.1 УК РФ административное наказание, назначенное лицу до 1 июля 2015 года за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения);

во-вторых, — наличием в действиях виновного лица признаков данного состава преступления, в случае задержания его управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения в третий раз, когда по второму факту процессуальное решение (постановление о прекращении дела, приговор)еще не принято.

И если по первому вопросу Верховный Суд Российской Федерации в июле 2015 года опубликовал соответствующие разъяснения о необходимости учитывать факты привлечения виновных лиц до 01.07.2015 к административной ответственности при квалификации их действий по анализируемой нами статье, то по второму вопросу среди правоприменителей сформировались две противоположные позиции.

Суть первой заключалась в том, что в случае неоднократного задержания лица за управление транспортным средством в состоянии опьянения, при условии, что он считается подвергнутым административному взысканию, каждые действия виновного следует квалифицировать, как самостоятельные преступления.

Другая позиция сводилась к недопустимости повторного учета одного и того же факта совершения административного правонарушения, если оно уже явилось основанием привлечения лица к уголовной ответственности, поскольку в данном случае нарушается конституционный принцип о том, что лицо не может быть повторно осуждено за одно и тоже правонарушение.

Вопрос: и какая же позиция представляется верной?

Коробейников В.А.:

Уголовно-правовой анализ ст. 264.1 УК РФ, произведенный с учетом положений, относящихся не только к уголовному, но и к административному праву, позволил сделать вывод о правильности первой позиции.

Вопрос: и на чем построены такие выводы?

Холмогорова О.В.:

Данный состав преступления сконструирован законодателем как преступление с административной преюдицией, сущность которой заключается в привлечении к уголовной ответственности при условии, что деяние совершено в течение определенного периода времени после привлечения к административной ответственности за аналогичное или тождественное правонарушение.

Преступления, признаком которых является административная преюдиция, не являются сложными единичными преступлениями, образованными из нескольких актов поведения, и в таких случаях преступное поведение лица, повторно совершившее правонарушение, не связано единой виной.

Во многом проблема административной преюдиции заключается в трактовке общественной опасности преступления.

И здесь бы я хотела обратить внимание на то, что свойство конструкции таких составов преступлений отнюдь не сводится к их вредным последствиям, а определяется набором присущих криминальному поведению признаков, который включает в себя и характер самого действия, вред, форму вины, и мотив или цель, и признаки субъекта и т.д. Общественная опасность таких преступлений связывается именно с опасными свойствами личности преступника.

Это подтверждается и анализом ст. 264.1 УК РФ, в которой указано, что преступление может быть совершено только «лицом, подвергнутым административному наказанию … либо имеющим судимость...»

То есть, особенностью конструкции состава анализируемого нами преступления, является наличие специального субъекта преступления, которым является лицо, обладающее конкретными особенностями, указанными в диспозиции статьи.

А поскольку речь идет о специальном субъекте преступления, не имеет значения, когда виновное лицо привлекалось к административной ответственности (до или после введения в действие ст. 264.1 УК РФ – на чем и построено ранее данное разъяснение Верховного Суда Российской Федерации), а также количество эпизодов управления транспортным средством в состоянии опьянения. Преступлением является именно повторное правонарушение, а факт повторности правонарушения характеризует субъекта преступления, а не объективную сторону состава преступления.

В этом случае для привлечения к уголовной ответственности важно лишь то, чтобы каждый из эпизодов преступных действий совершался в период, когда виновное лицо считается подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Факт вступления в законную силу приговора за подобное нарушение в этом случае не влияет на правовую оценку эпизодов, совершенных после или прежде приговора.

Вопрос: как устанавливается факт нахождения лица в состоянии опьянения?

Холмогорова О.В.:

Для того чтобы ответить на Ваш вопрос, сначала необходимо обратиться к Примечанию к ст. 264 УК РФ, в котором дано понятие лица, находящегося в состоянии опьянения. Так вот, согласно данному Примечанию, таковым признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Обратите внимание, что законодатель приравнял отказ от освидетельствования к состоянию опьянения, то есть состояние опьянения в данном случае презюмируется.

Обращаясь к административному законодательству, то факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения. Указанными основаниями может являться наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.

Направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида. О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол.

Вопрос: вполне резонно возникает вопрос о временном периоде, в который лицо будет считаться ранее подвергнутым административному наказанию?

Коробейников В.А.:

При исчислении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за предыдущее правонарушение, необходимо руководствоваться положениями административного законодательства.

Согласно ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения 1 года со дня окончания исполнения данного постановления. Этот годичный срок является давностным сроком для погашения административного наказания, как срок погашения судимости по уголовному законодательству.

Точкой отсчета годичного срока для погашения административного наказания является день фактического окончания его исполнения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях за управление в состоянии опьянения и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения предусматривает основное наказание в виде штрафа и дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, срок окончания исполнения постановления о наказании будет исчисляться со дня исполнения всех назначенных наказаний — как лишения права управления транспортным средством, так и административного штрафа.

В случаях неисполнения постановления по делу об административном правонарушении, либо его частичного исполнения, годичный срок погашения административного наказания начинает исчисляться со дня, следующего за днем истечения 2-годичного срока давности приведения постановления в исполнение, с учетом установленной в ст. 31.6 КоАП РФ возможности его приостановления и перерыва. То есть, если постановление об административном наказании не исполнено в течение 2 лет, исполнение постановления не приостанавливалось, не прерывалось, лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию в течение 3 лет со дня вступления постановления в законную силу.