Провели инвентаризацию? Используем излишки
Провели инвентаризацию? Используем излишки
Вопрос, обязательно ли организации, применяющей УСН, проводить ежегодную инвентаризацию, довольно спорный. С одной стороны, в Законе N 129-ФЗ нет исключений. На необходимости проведения инвентаризации настаивает Минфин России*(2). Его поддерживают и суды*(3). С другой стороны, «упрощенцы» могут не вести бухгалтерский учет в полном объеме*(4).
Конец спорам положат вступающие в силу 1 января 2013 года новые правила, согласно которым бухучет должны будут вести все компании. Проведение инвентаризации станет обязательным.
Как сейчас быть компании на УСН, которая выявила неоприходованные ОС, излишки товара и готовой продукции? Фирмы на основном режиме такие излишки включают в состав внереализационных доходов. Для «упрощенцев» правила учета такие же*(5). Они касаются как выявленных излишков МПЗ, так и излишков основных средств и нематериальных активов.
Отразить стоимость надо исходя из рыночной цены. И сделать это следует в том налоговом периоде, когда была проведена инвентаризация*(6). Не нужно забывать при этом о лимите доходов (сейчас и до 01.01.2013 это 60 млн. руб.). Ведь если стоимость выявленного имущества значительна, можно потерять право на применение УСН*(7).
Могут ли «упрощенцы» при продаже или отпуске в производство учесть в материальных расходах стоимость излишков? Вопрос этот спорный. Дело в том, что при упрощенной системе признают только оплаченные расходы.
По общему правилу при расчете «упрощенного» налога учесть материальные расходы можно*(8). В том числе и стоимость излишков МПЗ, выявленных в результате инвентаризации. Эта величина равна сумме ранее включенного в налоговую базу внереализационного дохода, как и у компаний на общем режиме*(9). Но расходы можно принять только по факту оплаты. При инвентаризации может не быть документов, подтверждающих оплату обнаруженных излишков. Поэтому признать в учете материальные затраты не получится.
Не установлен положениями законодательства и момент отражения таких расходов. Однако, по мнению некоторых экспертов, стоимость выявленных излишков МПЗ можно включить в состав расходов на дату уплаты налога за период, в котором был признан доход в виде выявленных излишков.
Другой вариант — отразить в налоговом учете расходы в виде стоимости излишков товаров, выявленных при инвентаризации, одновременно с признанием дохода от реализации подобных товаров. Скорее всего такие действия вызовут при проверке споры с налоговыми органами. Официальной позиции по данному вопросу на текущий момент нет.
То же относится и к стоимости ОС и НМА. «Упрощенцы» не могут учесть в дальнейшем расходы на такое имущество из-за кассового метода.
Интересен для фирм-"упрощенцев", которые применяют объект налогообложения «доходы», вывод финансистов о налогообложении дохода от продажи излишков имущества*(10). Так, первый раз компания должна включить во внереализационный доход стоимость имущества, выявленного в результате инвентаризации. Затем при продаже этого имущества фирма снова получает доход — и вновь должна обложить его налогом. При этом, по мнению Минфина России, двойного налогообложения не возникает, так как в первом случае компания получает внереализационные доходы в виде стоимости выявленных излишков товаров, во втором — доходы от реализации товара.*(1) ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее — Закон N 129-ФЗ)
*(2) письма Минфина России от 03.06.2010 N 07-02-12/13, от 27.05.2010 N 07-02-12/12
*(3) пост. Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 17462/09
*(4) п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ
*(5) ст. 346.15, 249, п. 20 ст. 250 НК РФ
*(6) п. 1 ст. 346.17 НК РФ
*(7) п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ
*(8) ст. 254, подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ
*(9) п. 2 ст. 254, п. 20 ст. 250 НК РФ
*(10) письмо Минфина России от 05.07.2011 N 03-11-11/109
Еще статьи из этого раздела
- Пенсии-2022: индексация, беззаявительный и автоматический порядок назначения, информирование и другие поправки
- Самые популярные бизнес-расходы транспортной фирмы и как их сократить
- Цифровой рубль как новая форма национальной валюты: планы Банка России по его внедрению
- Диспансеризация: права работников vs обязанности работодателей
- Риск-ориентированный подход: приоритет реформы госконтроля