«Гарант-Сервис» г. Пермь
Информационно-правовое обеспечение Пермского края
Звоните нам:
Горячая линия: 8-800-775-56-05

Премии и НДС: новый «налоговый» поворот

Премии и НДС: новый «налоговый» поворот
С 1 июля вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, согласно которым премии, предоставляемые продавцом покупателю, могут не уменьшать налогооблагаемую базу по НДС у продавца и сумму налогового вычета у покупателя.

Практика предоставления поставщиками поощрительных выплат своим покупателям — дистрибьюторам и розничным сетям — получила в последнее время широкое распространение. Наиболее часто используемый инструмент поощрения покупателей — это премии (бонусы). Поскольку действующее российское законодательство не содержит определения термина «премия», вопросы предоставления премий, их правовых и налоговых последствий не перестают оставаться спорными. В деловой практике на сегодняшний день термин «премия» понимается как стимулирующий платеж продавца покупателю за выполнение определенных условий договора (например, достижение определенного объема продаж товара, его ассортимента и т.д.), которые не являются обязательными для покупателя.

Налоги и пробелы в законодательстве

При предоставлении премий важно правильно определить их налоговые последствия. В отношении налога на прибыль Налоговый кодекс предусматривает, что премии, предоставленные продавцом покупателям вследствие выполнения определенных условий договора, учитываются в составе внереализационных расходов продавца*(1).

Вместе с тем, налоговое законодательство не содержит каких-либо указаний в отношении учета премий для целей налогообложения прибыли у получающей стороны-покупателя. По нашему мнению, исходя из общих принципов определения доходов, у получающей стороны премии следует учитывать в составе внереализационных доходов.

Что касается НДС, до недавнего времени Налоговый кодекс не содержал положений, прямо регламентирующих порядок налогообложения полученных/выплаченных премий, следствием чего являлись неопределенность и множество споров на практике, включая громкие судебные дела. В частности, большой резонанс среди экспертов вызвало постановление Президиума ВАС РФ по делу компании Леруа Мерлен Восток, опубликованное в феврале 2012 года*(2). Из прочтения положении данного постановления можно было сделать вывод о том, что при выплате премии за объем закупок продавец должен скорректировать свою налогооблагаемую базу по НДС, в то время как покупатель должен восстановить сумму НДС, ранее принятую к вычету. Данный подход не соответствовал общепринятой бизнес-практике и официальным разъяснениям Минфина России. Споры по вопросу налогообложений премий НДС не утихали.

И вот наконец законодатели решили внести ясность в вопрос о налоговых последствиях по НДС при предоставлении/получении премий.

Премии и НДС — новые положения закона

В апреле 2013 года в статью 154 Налогового кодекса внесены поправки*(3), в соответствии с которыми премии, предоставляемые продавцом покупателю, в том числе премии за объем приобретенных товаров, не уменьшают налогооблагаемую базу у продавца и сумму налогового вычета у покупателя. Данное положение подлежит применению при условии, что договором поставки, устанавливающим предоставление премий, не предусмотрено уменьшение стоимости отгруженных товаров на сумму таких премий.

Таким образом, если стороны договора определили, что премия не уменьшает стоимость отгруженных товаров, данная премия не влияет на обязательства по НДС ни у продавца, ни у покупателя. При этом данная договоренность должна быть закреплена в договоре поставки, заключенном сторонами сделки, или может представлять собой дополнительное соглашение к такому договору.

Указанные выше изменения в Налоговый кодекс вступают в силу с 1 июля 2013 года и должны разрешить актуальный в настоящее время вопрос исчисления НДС при выплате и получении премий. Следует отметить, что новые положения Налогового кодекса не будут иметь ретроспективной силы. На практике это может означать, что по прошлым периодам, то есть по периодам до 2013 года, неопределенность в отношении последствий по НДС при выплате и получении премий сохранится.

Если стоимость товаров все же меняется

Выше мы отметили, что для целей НДС стороны договора могут определить, уменьшает или не уменьшает премия стоимость отгруженных товаров. Большинство компаний применяет подход, при котором премии не уменьшают стоимость отгруженных товаров. Однако могут сложиться ситуации, когда сторонам важно и нужно, чтобы стоимость отгруженных товаров была изменена на сумму премий. Стороны могут закрепить данное условие в договоре, но при этом возникает вопрос, как эти изменения на практике осуществить. Особенно актуальным в этой связи является вопрос о том, как соответствующие изменения оформить счетами-фактурами.

Поправки в Налоговый кодекс, внесенные новым федеральным законом *(4), дают компаниям дополнительные возможности. Так, в соответствии с новой редакцией статьи 169 Налогового кодекса, компания вправе оформить единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этой компанией ранее. Данные положения Налогового кодекса также вступают в силу с 1 июля 2013 года. Это, безусловно, положительный шаг, который позволит сэкономить издержки, связанные с оформлением большого числа документов.

С другой стороны, из положений Постановления N 1137, регламентирующего правила ведения документов, применяемых при расчетах по НДС*(5), следует, что корректировочный счет-фактура должен составляться к каждому первоначальному счету-фактуре, с построчной разбивкой показателей по каждой товарной позиции.

Как показала практика, для ряда компаний составление корректировочного счета-фактуры с построчной разбивкой показателей по каждой товарной позиции связано с техническими сложностями (например, в тех случаях, когда премия, уменьшающая стоимость отгруженных товаров, предоставляется в отношении широкой номенклатуры ранее поставленных товаров).

Поправки, внесенные в статью 169 Налогового кодекса, не дают оснований для вывода о том, что в корректировочном счете-фактуре не требуется указания всех показателей в разрезе каждой товарной позиции, указанной в первоначальном счете. Возможно, основанием для указания сводных данных в корректировочном счете-фактуре могут стать изменения в Постановление N 1137.

В настоящее время, однако, отсутствует достоверная информация о сроках внесения изменений в Постановление N 1137, а также о характере данных изменений. Таким образом, однозначно утверждать о введении нового удобного для налогоплательщиков порядка выставления корректировочного счета-фактуры пока преждевременно.

Итак, законодатели сделали важный шаг в регулировании порядка налогообложения премий. Ситуация однозначно стала более определенной. Нейтральность в отношении НДС позволит активнее использовать премии как гибкий инструмент развития бизнеса. Возможность составления единого корректировочного счета-фактуры — тоже подарок, но пока «без подарочной упаковки» в виде поправок в Постановление N 1137. Не беда, подождем. На данном этапе важно, что законодатели реагируют на потребности бизнеса, пытаются уменьшить административную нагрузку, связанную с документированием операций и налоговой отчетностью. Будем следить за развитием событий и вместе анализировать открывающиеся возможности.
А. Лаврентьева,
к.э.н., партнер, PwC

«Актуальная бухгалтерия», N 7, июль 2013 г.

*(1) подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ
*(2) пост. Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11637/11
*(3) Федеральный закон от 05.04.2013 N 39-ФЗ (далее — Закон N 39-ФЗ)
*(4) Закон N 39-ФЗ
*(5) пост. Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137