«Гарант-Сервис» г. Пермь
Информационно-правовое обеспечение Пермского края
Звоните нам:
Горячая линия: 8-800-775-56-05

Премии и скидки: как учесть их без проблем?

Премии и скидки: как учесть их без проблем?
Премии или бонусы, которые выплачиваются покупателям, условно можно разделить на более проблемные и менее. Если правильно оформить документы, то даже в сложных ситуациях эти выплаты можно будет учесть в расходах.

Конец декабря — время подведения итогов, в том числе и в расчетах с покупателями. Многие компании предусматривают в договорах выплату премий или предоставление скидок покупателям за выполнение каких-либо условий договора (как правило, это приобретение определенного объема товара).

Компания-продавец имеет право уменьшить на эти суммы базу по налогу на прибыль, а значит, стоит уделить особое внимание оформлению необходимых документов и экономическому обоснованию подобных выплат.

Какие премии безопаснее?

Согласно положениям Налогового кодекса*(1) организация-продавец может включить в состав внереализационных расходов премии или бонусы, выплаченные покупателю за выполнение определенных условий договора.

Обратите внимание: эти выплаты можно учесть в расходах, только если они не повлияли на цену единицы товара*(2). Кроме того, если речь идет о премиях или бонусах в отношении продовольственных товаров (т.е. предназначенных для употребления в пищу)*(3), нужно учитывать определенные ограничения*(4):

— размер вознаграждения должен быть согласован сторонами, включен в цену договора и не должен учитываться при определении цены самих товаров;
— размер вознаграждения не может превышать 10 процентов от цены приобретенных покупателем продовольственных товаров;
— в отношении определенных социально значимых товаров такие выплаты недопустимы.

Другими словами, если размер выплаченной премии по продовольственным товарам превысит 10 процентов, компания-продавец рискует не только подвергнуться внушительному штрафу*(5), но и столкнуться с претензиями налоговиков по поводу учета «лишних» расходов*(6). Кроме того, законодательство строго регламентирует и некоторые другие условия поставки продовольственных товаров, нарушение которых может обернуться для компании большими штрафами. В отношении большинства других товаров жестких правил нет: стороны самостоятельно согласовывают условия выплаты премии и ее размер. Поэтому если одному покупателю компания реализует и те, и другие товары, то при прочих равных условиях лучше предусмотреть выплату премии в отношении непродовольственных товаров. Но в любом случае одно из главных требований к учету расходов — их экономическая обоснованность. А значит, выплата премии покупателю должна иметь четкую связь с предполагаемыми выгодами в будущем*(7).

Премии (скидки), выплачиваемые (предоставляемые) по договорам возмездного оказания услуг, также можно учесть во внереализационных расходах. Однако они должны учитываться на основании другой нормы Налогового кодекса — как другие обоснованные расходы*(8).

Премия должнику обоснована?

Можно ли считать экономически обоснованной выплату премии покупателю-должнику?
Налоговики вряд ли ответят на этот вопрос утвердительно, но у компании есть все шансы получить поддержку в суде.

Например, недавно суд*(9) встал на сторону организации, которая предоставила скидку покупателю, не расплатившемуся за товар. Скидка была предоставлена в конце 2006 года несмотря на то, что с 2004 года за этим покупателем числилась задолженность.

Суд пришел к выводу: если условия предоставления скидки, которые указаны в договоре, выполнены (в данном случае это приобретение товара на определенную сумму), то скидка обоснована и ее можно учесть в составе расходов. Ведь обязанность ее предоставить никак не связана с моментом поступления оплаты за товар.

При этом судьи обратили внимание на реальность самого факта поставки товара, а также на факт погашения задолженности покупателем в 2008 году (правда, частично это произошло с помощью векселей).
Как видим, компания может учесть выплаченные покупателям премии или предоставленные скидки даже в таких проблемных случаях.

Как избежать претензий ИФНС?

Во-первых, условия выплаты премии должны быть установлены договором, а факт их выполнения покупателем необходимо подтвердить документально. Например, если премия выплачивается покупателю за приобретение цемента в 2011 году в объеме не менее чем 500 тонн, то необходимо иметь на руках товарные накладные за этот период, которые подтвердят выборку этого объема покупателем.

Кроме того, в данном случае фирме-продавцу стоит запастись дополнительными документами, которые подтвердили бы реальность самой поставки, также она должна располагать доказательствами своей разумной осмотрительности при заключении договора. Проверке этих фактов и налоговики, и судьи уделяют самое пристальное внимание*(10).

Примечание. Выплата премии должна быть направлена на получение дохода. Это подтвердят справки с расчетами коммерческого отдела (свидетельствующие, например, о последующем увеличении объема продаж, а также наличие у компании четкой рекламной стратегии (можно утвердить положение о маркетинговой политике, которое будет регламентировать порядок и условия предоставления покупателям скидок, премий и т.д.).

Примечание. Срок выплаты премии и ее документальное оформление должны быть четко регламентированы. Вознаграждение может выплачиваться покупателю на основании уведомления, которое оформляется после проведения сверки расчетов по договору.
М. Кузьмина,
эксперт по финансовому законодательству

Экспертиза статьи:
А. Елин,
генеральный директор аудиторской компании «Академия аудита»

«Актуальная бухгалтерия», N 12, декабрь 2011 г.

*(1) подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ
*(2) письмо Минфина России от 11.10.2010 N 03-03-06/1/643
*(3) подп. 9 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (далее — Закон N 381-ФЗ)
*(4) подп. 3, 4, 5 ст. 9 Закона N 381-ФЗ
*(5) пп. 1-2 ст. 14.42 КоАП РФ
*(6) письмо Минфина России от 12.10.2011 N 03-03-06/1/665
*(7) письмо Минфина России от 16.10.2009 N 03-03-06/1/665
*(8) подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ; письмо Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/40
*(9) пост. ФАС СЗО от 12.09.2011 N Ф07-7027/11
*(10) пост. ФАС СЗО от 12.09.2011 N Ф07-7027/11, ФАС МО от 30.11.2010 N КА-А40/15207-10