«Гарант-Сервис» г. Пермь
Информационно-правовое обеспечение Пермского края
Звоните нам:
Горячая линия: 8-800-775-56-05

Код ОКАТО. Неверное указание в платежке

Код ОКАТО. Неверное указание в платежке
Несмотря на то что с этого года код ОКАТО канул в Лету, налоговые споры из-за него будут продолжаться. Так, если в налоговом платежном поручении неверно указан код ОКАТО, то инспекторы считают налог не уплаченным, начисляют пени и штраф. Однако, по мнению Президиума ВАС России, такие решения инспекторов неправомерны.

На протяжении длительного периода времени отсутствовало единообразие судебной практики по вопросу о последствиях неверного указания кода ОКАТО в платежке на перечисление налога. Указанное обстоятельство позволяло налоговым инспекторам привлекать компании, допустившие ошибки при заполнении платежек, к ответственности за совершение налогового правонарушения и начислять им пени на сумму налога, не уплаченную в срок.

Нормы и правила...

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денег со счета компании в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Это предусмотрено Налоговым кодексом *(1).

Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджет РФ, администрируемых налоговыми инспекторами, утверждены Минфином России*(2). В поле 105 платежного поручения указывается значение кода ОКАТО (с 01.01.2014 — ОКТМО) муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему РФ*(3).

При этом Налоговым кодексом установлены случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. Неверное указание кода ОКАТО в числе указанных случаев не поименовано. Отмечено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае, если в платежке неправильно указаны номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, повлекшие неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства*(4).

...и практика их применения

Однако для инспекторов это совершенно не имело значения. Их позиция сводилась к следующему. Организация при оформлении платежек на перечисление сумм налога должна указывать код ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется налог. Неверное указание кода ОКАТО приводит к непоступлению суммы налога в бюджет соответствующего муниципального образования. А это, в свою очередь, является основанием для привлечения компании к ответственности согласно статье 122 Налогового кодекса. В той же ситуации налоговый агент привлекается к ответственности на основании статьи 123 Налогового кодекса. К тому же на сумму налога, якобы не уплаченную в срок, инспекторы начисляли пени.

Судебная практика складывалась по-разному. Некоторые арбитражные суды признавали указанную позицию налоговых инспекторов правомерной*(5).

Соглашаясь с позицией налоговых инспекторов, судьи ссылались на положение пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса. Данная норма предусматривает, что при обнаружении компанией ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление этого налога в бюджет, она вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Суды отмечали, что компании своим правом не воспользовались.
Однако другие арбитражные суды при рассмотрении аналогичных споров придерживались противоположной позиции*(6).

Суды, не разделявшие позицию налоговых инспекторов, исходили из того, что исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания кода ОКАТО в платежных документах и данное нарушение порядка уплаты налога не может повлечь начисление пеней. По мнению судов, при правильном указании счета Федерального казначейства налог в любом случае поступает в бюджетную систему РФ. При этом налоговые инспекторы, как и органы Федерального казначейства, имеют возможность самостоятельно перераспределить между бюджетами соответствующую сумму налога.

Точка в споре открыла путь для пересмотра подобных дел

Усмотрев отсутствие единообразия судебной практики по данному вопросу, коллегия судей ВАС РФ в рамках арбитражного дела N А06-9384/2011 приняла решение о передаче данного дела для пересмотра в порядке надзора в Президиум указанного суда. Постановлением Президиума ВАС РФ от 23 июля 2013 года N 784/13 спорное дело разрешено. Высшая судебная инстанция приняла сторону компании, придя к выводу, что неверное указание в платежке на перечисление налога кода ОКАТО не является основанием для привлечения плательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и начисления ему пени на сумму налога, не уплаченную в срок.

Отметим, что данное постановление Президиума ВАС РФ содержит оговорку о возможности пересмотра других схожих дел по новым обстоятельствам. Это означает, что любая компания или предприниматель, которые оказались в подобной ситуации, если суд вынес решение по аналогичному спору не в их пользу, вправе требовать пересмотра такого решения. Для этого нужно обратиться в суд, принявший такой судебный акт, с заявлением о его пересмотре по новым обстоятельствам на основании пункта 5 части 3 статьи 311 АПК РФ. Рекомендуем в налоговых инспекциях и арбитражных судах ссылаться на указанное постановление Президиума ВАС РФ при аргументировании своей позиции по данному вопросу.

Е. Бучнев,
начальник юридического отдела ГУ — ОПФР
по г. Москве и Московской области

«Актуальная бухгалтерия», N 1, январь 2014 г.


*(1) подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ
*(2) приложение N 2 к приказу Минфина России от 24.11.2004 N 106н (далее — Приказ N 106н)
*(3) п. 4 Правил, утв. Приказом 106н
*(4) подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ
*(5) пост. ФАС СЗО от 02.11.2010 N Ф07-10710/2010, ФАС СКО от 12.12.2007 N Ф08-8096/07-3036A
*(6) пост. ФАС МО от 17.01.2011 N Ф05-15892/2010, ФАС СЗО от 16.07.2012 N Ф07-1245/12, от 31.03.2011 N Ф07-1197/2011, от 01.12.2010 N Ф07-11013/2010, ФАС ЗСО от 23.06.2010 N А27-14315/2009, ФАС ДО от 11.10.2011 N Ф03-4920/2011